Ростовское генеалогическое общество

rss 2.0




Нижне-Курмоярская станица.

Донское войско, совершив четырехвековой цикл своей исторической славной жизни, к сожалению, не запаслось документами, по которым можно было бы составить полно и безпристрастно печатный труд по истории войска. Казаки сами о себе писать не любили, и потому их бытовая жизнь и многие подвиги остались неизвестными потомству.

Еще печальнее обстоит вопрос с историей наших станиц — бывших городков. Никто не знает, когда и какой городок возник. Случайно в исторических актах встречаются упоминания о каком-либо поселении на Дону; но таковых упоминаний слишком мало.

К числу немногих счастливцев, своевременно попавших на страницы истории, принадлежал городок Нижний Курман-Яр, ныне Нижне-Курмоярская станица.

Привольные донские степи на всем протяжении от г.Воронежа до Азовского моря прорезываются р. Доном. В прежнее время правая сторона Дона называлась крымской, левая — ногайской. Правый берег реки почти на всем протяжении выше левого, и только в юртах Верхнее-Курмоярском, Нагавском и Нижне-Курмоярском командование принадлежит левому берегу. В этом же районе Дон образует дугу, изменяя направление течения с юга на запад.

В XVI и XVII столетиях казачьи поселения располагались только на крымской стороне, на ногайской селиться не было возможности: разоряли татары.

Городки гнездились в лесах, камышах, на островах, среди болот, их обносили рвом с палисадом из колючих растений; к палисаду присыпали вал, и в таком виде городок представлял маленькое укрепление, защищавшее казаков от нападений татар и турок; на определенном месте всегда находился часовой, зорко наблюдавший за окрестностью.

У самого изгиба Дона на правой стороне давно возникли три казачьих городка: Верхний Курман-Яр, Нагайкин и Нижний Курман-Яр. Замечательно, что большинство казачьих поселений носило русские названия, три же указанные городка, расположенные рядом и против единственных высот левого берега, получили татарские названия.

Слово «Курман» татарское и означает в переводе на русский язык «жертвоприношение», хотя иногда оно употреблялось и как собственное им; «Нагайкин» происходит от слова «ногайсикй» название татарской орды. Видимо высоты левого берега Дона, в районе названных городков, являлись прибойным местом и здесь татары устраивали празднества и приносили жертвоприношения, отчего и яры получили кличку «Курман».

Придонские степи в этом месте усеяны курганами и с одного из них, «Большого», находящегося в юрте Нижнего Курмана, верстах в восьми от Дона, открывается вид на правую сторону верст на 40.

Первый раз в исторических актах о Нижнем Курмане упоминается в начале октября 1613 года. Царский посланник Соловой Протасов, ехавший к турецкому султану, доносил Михаилу Феодоровичу в указанном году и месяце: «Да едучи, Государь, Доном от Пяти-изб до Нижней Курман-Яр казаки Семейка Ебалда говорил атаману Гаврилу Стародубу, что будто Калужской (Лжедмитрий II) жив и атаман Гаврила Стародуб про то сказал мне,... и я, государь,... велел атаману Андрею Трухинскому того Семейку дать на поруку».

Следовательно, Нижний Курман принадлежит к числу наиболее старых донских поселений; только о шести городках имеются более ранние сведения. Судя по преданию, Нижний Курман был расположен в самом займище, в урочище, которое теперь носит название «старый городок». Старожилы еще помнят несколько изб, стоявших на том месте.

Весною займище заливается водой и только маленький островок «старого городка», заросший кругом лесом, чуть-чуть поднимается над водной поверхностью. При спаде воды остается множество речек, ручьев, озер и болот, в прежнее время со всех сторон окружавших казачье поселение и ограждавших его обитателей от неожиданных нападений врага.

В актах XVII столетия упоминания о городках у Карманов-Яру встречаются часто: Посланный из Воронежа в нижние юрты казак Першик Дуделаров (1617 г.) «разнемогся в юрту у Курманова-Яру». Крестьяне из Воронежа съехали на Дон (1638 г.)»в казачий городок х.Курманову-Яру; и запасы де с ними были небольшие. И в том де городке у Курманова-Яру те свои запасы испродали и искупили лошадей, и были они в том городке с неделю, и дожидались они ездоков из Азова конных. И при них приезжал из Азова... с грамотами... казак, а поспел де он из Азова коньми х. казачьему городку Курманову-Яру в четыре дни, и от Курманова де Яру ехад с ними до казачья-ж городка до Кременных.

Поп ехал Доном из Азова на Воронеж (1638 г.) «и как он будет в казачьих городках у Курманова-Яру, и сказывали де ему Донские-ж казаки, которые ходили для языков, что поймали языков, татар, по Ногайской стороне» Вероятно, городки у Курманова Яру служили как бы этапным пунктом для ехавших из Воронежа в нижние казачьи юрты и обратно. По имеющимся сведениям можно судить, что другие городки таковой роли не играли.

Когда опасность от набегов полудиких кочевников уменьшилась и вместе с тем увеличилось количество жителей, то Нижний Курман перешел в другое место, версты на три выше первого, на берег, так называемый, Старого Дона. С 1704 г. казачьи поселения стали называться станицами и Нижний Курман назван станицей Нижне-Курмоярской. Следовательно, казаки Нижнего Курмана, празднуя трехсотлетний юбилей Царствующего Дома, имеет историческое право одновременно праздновать и трехсотлетие своей станицы; хотя о ней в первый раз упоминается в октябре, но смело можно считать, что городок Нижний Курман существовал и в феврале 1613 г.

С. Бояринов
«300-летие Нижне-Курмаярской станицы (Краткий исторический очерк)», Донские областные ведомости, 1913 г., № 26

Сохранившиеся в ГАРО метрические книги Владимировской церкви:

1829г. ф.226 оп.3 д.12726
1845г. ф.226 оп.19 д.692
1848г. ф.226 оп.19 д.693
1850г. ф.226 оп.19 д.545, ф.226 оп.19 д.696(?)
1852г. ф.226 оп.19 д.549
1853г. ф.226 оп.19 д.550
1854г. ф.226 оп.3 д.12755
1855г. ф.226 оп.19 д.713, ф.226 оп.19 д.737(?)
1856г. ф.803 оп.1 д.44
1857г. ф.803 оп.1 д.85
1858г. ф.803 оп.1 д.137
1859г. ф.803 оп.1 д.186
1860г. ф.803 оп.1 д.213
1861г. ф.803 оп.1 д.253
1862г. ф.803 оп.1 д.301